Алименты на детей до и после 18 лет

Родители должны содержать своих несовершеннолетних детей, т.е. обязанность каждого родителя содержать своего ребенка прямо предусмотрена законом. Если родитель не содержит своего ребенка, то с него могут быть взысканы алименты в суде.

Из ст. 80 Семейного кодекса РФ:

1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
…2. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке…

При этом процедура обращения в суд максимально упрощена:

О том, когда в суд следует подать заявление о выдаче судебного приказа, а когда подается иск, смотрите информационную статью на сайте.

Немного сложнее дело обстоит со взысканием алиментов на совершеннолетних (18 лет и старше) детей. А с учетом того, что на территории некоторых близлежащих государств алименты взыскиваются и после достижения ребенком 18-летия, среди людей активно циркулируют ложные слухи об этом.

Как взыскать алименты на совершеннолетнего?

Российское законодательство не содержит прямой обязанности родителя содержать своего ребенка после 18 лет, поскольку алименты – это денежные средства на содержание именно несовершеннолетних детей (тест части 3 статьи 80 Семейного кодекса РФ смотрите выше).

Закон лишь устанавливает, что если ребенок после достижения 18-летия является недееспособным (имеет установленную инвалидность), то алименты действительно можно взыскать с родителя, но и тут не во всех случаях. Для этого в статье 85 Семейного кодекса РФ установлено:

1. Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.

Таким образом, закон говорит, что алименты на 18-летнего можно взыскать в суде только, если совершеннолетний имеет инвалидность, а кроме того этот несовершеннолетний нуждается в помощи.

Об ответственности за просрочку уплаты алиментов смотрите информационную статью на нашем сайте.

С другой стороны никто не запрещает родителям заключить между собой соглашение, по которому их совершеннолетний ребенок будет получать некоторое содержание от одного из родителей. Но такие платежи с позиции закона не являются алиментами и на них не распространяются многие нормы семейного законодательства.

Больше информации о решении семейных вопросов смотрите на нашем сайте.

Платятся ли алименты совершеннолетнему ребенку, который обучается очно в высшем учебном заведении?

После совершеннолетия алименты уплачиваются только в пользу нетрудоспособных нуждающихся в помощи детей. С позиции закона и разъяснений Верховного суда РФ нетрудоспособными гражданами являются:

• инвалиды I, II или III группы;
  • лица, достигшие пенсионного возраста по старости.

Поэтому в России алименты на детей, которые учатся в ВУЗе не уплачиваются, хотя в некоторых других странах такое случается.

Смотрите на нашем сайте информационную статью об алиментах.

Отдельные заблуждения граждан, которые считают нетрудоспособным (и поэтому имеющим право на алименты) совершеннолетнего ребенка, который учится в ВУЗе, полностью развеяны позицией Верховного суда РФ, который указал:

Следует иметь в виду, что трудоспособные дети старше восемнадцати лет, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, не относятся к лицам, имеющим право на алименты на основании указанной нормы.

Обсуждение процедуры взыскания алиментов в Верховном суде РФ

Записаться на консультацию к юристу по семейным вопросам можно по телефону +7(916)442-83-03