Права потребителей и продавцов

Когда продавец обязан забрать обратно товар по требованию покупателя? Как действительно покупатель может отказаться от услуги? Продавец (исполнитель) нарушил Ваши права? Или наоборот, правами злоупотребляет потребитель, который требует от Вас того, чего Вы делать не обязаны?

Хотите отказаться от навязанной страховки? Не знаете, как поступить в сложной ситуации? Обращайтесь к нам, мы разберемся в Вашей проблеме и предложим пути ее решения.

Отношения между изготовителями, продавцами товаров (работ, услуг) и потребителями, приобретающими данные товары (работы, услуги) для личных или семейных нужд, регулируются в рамках Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», который значительно расширяет права потребителя по сравнению с действующим в схожих случаях Гражданским кодексом РФ.
Преамбула Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» устанавливает понятие недостаток товара и существенный недостаток. Там указано:
недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки
Наличие недостатка определяется по одному (или совокупности) из следующих критериев:
— несоответствие обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке. В данном случае речь идет об общеобязательных требованиях, которые, как правило, утверждаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с полномочиями, предоставленными им законом;
— несоответствие условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий смотрят на соответствие обычно предъявляемым требованиям);
— несоответствие целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется;
— несоответствие целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора. В данном случае надлежащим исполнением обязательства будет считаться передача покупателю товара, не соответствующего цели его приобретения, если эта цель стала известна продавцу после заключения договора;
— несоответствие образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию.
Чтобы определить, является ли то или иное свойство товара, услуги недостатком, нужно провести поэтапный анализ существа обязательств продавца в отношении качества товара.
Таким образом, понятие недостаток включает в себя любое несоответствие товара установленным требованиям, включая для рассматриваемого товара загрязненность или посторонние запахи, возможность сохранять свои свойства в тех или иных условиях эксплуатации, пригодность в использовании для определенных целей.
Для понятия существенного недостатка законодатель предоставил развернутое пояснение. В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» для большей части товаров указано:
«13. Исходя из преамбулы и пункта 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьями 18 и 29 Закона, следует понимать:
а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) — недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий — обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, — недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования».
Есть также некоторые особенности для так называемых технически сложных товаров.
Качество товара должно соответствовать заключенному договору, что прямо установлено пунктом 1 статьи 469 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) и пунктом 1 статьи 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее ЗоЗПП). Но если договор не предусматривает требований к качеству, то продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (п.2 ст. 469 ГК РФ, п.2 ст. 4 ЗоЗПП). Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, то продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями (п.2 ст. 469 ГК РФ, п.3 ст. 4 ЗоЗПП). При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию (п.3 ст. 469 ГК РФ, п.4 ст. 4 ЗоЗПП). Кроме того надо учитывать, что если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям (п.4 ст. 469 ГК РФ, п. 5 ст. 4 ЗоЗПП).
Гарантия на товар, переданный продавцом гражданину-потребителю, подразумевает соответствие товара установленным требованиям как в момент передачи (если иное не установлено договором купли-продажи), так и в течение определенного разумного срока после такой передачи данный товар должен быть пригоден для целей, в соответствии с которыми он обычно используется.
Соответственно, ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК – это срок, в течение которого продавец обязуется обеспечить соответствие качества товара условиям договора и несет ответственность перед покупателем за выявленные недостатки товара (п. 2 ст. 470 и п. 3 ст. 477 ГК РФ). При этом ЗоЗПП расширяет количество ответственных перед покупателем-гражданином, приобретающим товар для личных нужд и указывает, что потребитель вправе по своему выбору предъявить претензии изготовителю, продавцу, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, или импортеру (ст.5 ЗоЗПП). Замечу, что гарантийный срок может устанавливаться как изготовителем, так и продавцом, но продавец вправе устанавливать гарантийный срок только в том случае, когда изготовитель товара не установил такого срока.
Надо также отметить, что установление гарантийного срока – это право, а не обязанность вышеуказанных лиц.
На товар длительного использования изготовитель вправе установить СРОК СЛУЖБЫ – период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки товара (п.1 ст. 5 ЗоЗПП).
Однако если товар по истечении какого-то времени становится опасным для жизни или здоровья потребителя, может причинить вред имуществу или окружающей среде, то производитель обязан установить срок службы для товара длительного пользования. Существует Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы (утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 г. №720).
В этом массиве информации зачастую плохо ориентируются не только покупатели, но и продавцы. Не секрет, что подчас разобраться в ситуации сложно даже юристу, а для человека без юридического образования и соответствующей практики принятие правильного решения становится невыполнимой задачей.  Поэтому в случае возникновения какой-либо спорной ситуации мы рекомендуем обращаться к юристу, который разъяснит порядок действий и представит интересы своего клиента.