Как взыскать долг с недобросовестного гражданина-банкрота?

Процедура банкротства граждан (не являющихся предпринимателями) действует в нашей стране с 2015 года. Завершается данная процедура принятием судом решения о списании долга банкроту. Если в процедуре не будет выявлено признаков недобросовестности, то арбитражный суд освободит банкрота от долгов (если вид задолженности подлежит списанию в силу закона).

Но в некоторых случаях суд откажет в списании долга.

О случаях, когда суд откажет в списании долга банкроту смотрите информационную статью на нашем сайте.

И вот тут уже возникает вопрос о взыскании не списанной задолженности. Использовать ранее полученные исполнительные листы не получится.

Каким образом кредиторам недобросовестного банкрота получить свои деньги?

Во-первых, необходимо добиваться включения денежного требования в реестр требований кредиторов.

А после завершении реализации имущества, в случае отказа гражданину в списании долга, кредиторам необходимо обратиться в арбитражный суд, который рассмотрел дело о банкротстве гражданина, и получить исполнительный лист для принудительного взыскания денег.

Что говорит закон?

Необходимо также упомянуть, что в арбитражных судах существовала неправильная практика, когда суды отказывали некоторым кредиторам в выдаче исполнительного листа под предлогом того, что требование этого кредитора прямо не указано в пунктах 5 и 6 ст. 213.28 закона о банкротстве, в которых указано:

5. Требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
После завершения реализации имущества гражданина на неудовлетворенные требования кредиторов, предусмотренные настоящим пунктом и включенные в реестр требований кредиторов, арбитражный суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке выдает исполнительные листы.
6. Правила пункта 5 настоящей статьи также применяются к требованиям:
о привлечении гражданина как контролирующего лица к субсидиарной ответственности (глава III.2 настоящего Федерального закона);
о возмещении гражданином убытков, причиненных им юридическому лицу, участником которого был или членом коллегиальных органов которого являлся гражданин (статьи 53 и 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), умышленно или по грубой неосторожности;
о возмещении гражданином убытков, которые причинены умышленно или по грубой неосторожности в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им как арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
о возмещении вреда имуществу, причиненного гражданином умышленно или по грубой неосторожности;
о применении последствий недействительности сделки, признанной недействительной на основании статьи 61.2 или 61.3 настоящего Федерального закона.

Получается, что указанная статья напрямую не предусматривает порядка выдачи исполнительного листа кредиторам, и потому суды самоустранялись от решения проблемы.

Что в итоге?

В результате в одном из арбитражных дел кредиторы, которым отказали в выдаче исполнительных листов, не согласились с таким подходом к решению проблемы и обжаловали судебные акты в Верховном суде РФ.

Верховный суд рассмотрел дело и встал на сторону кредиторов недобросовестного должника. Суд указал, что действительно законом о банкротстве напрямую не предусмотрен порядок выдачи исполнительных листов кредиторам, чьи требования не упомянуты в пунктах 5 и 6 ст. 213.28 закона о банкротстве. Однако, по мнению судей, если гражданину было отказано в освобождении от долгов, то суд, рассматривающий дело, должен выдать исполнительные листы кредиторам, действуя по аналогии.

Верховный суд указал, что само по себе отсутствие нормативного регулирования не является препятствием, и что суды должны выдавать исполнительные суды исходя не только из положений пункта 5 статьи 213.28 закона о банкротстве, но и из общих начал процессуального законодательства.

Вывод, сделанный судом таков:

Поскольку процедура реализации имущества гражданина, признанного банкротом, не погашает все оставшиеся неудовлетворенными требования кредиторов, в частности требования, при возникновении и исполнении которых должник действовал недобросовестно, кредиторы по оставшимся непогашенными требованиям, не подпадающим под положения пп. 5 и 6 ст. 21328 Закона о банкротстве, вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче по ним исполнительных листов.

Ответы на многие вопросы о личном банкротстве граждан Вы можете увидеть на данном сайте.

Записаться на прием или консультацию к юристу по банкротству в г. Серпухов можно по телефону +7(916)442-83-03.