Банкам запретили ухудшать условия договора с потребителем

Не секрет, что наши банки привыкли к своеобразной безнаказанности при определении размеров комиссий и иных условий для ведения счетов своих клиентов. И этот своеобразный «банковский беспредел» было практически невозможно преодолеть.

Как было раньше?

Банк в любое время мог разместить на своём сайте новые правила банковского обслуживания, после чего считалось, что все клиенты уведомлены с этими правилами (а заодно с новыми тарифами, комиссиями и т.д.). Соответственно, те, кто не соглашался с новыми условиями, могли расторгнуть договор с банком и не обслуживаться.

Но кто из нас перед каждой банковской операцией начинает заново изучать правила банковского обслуживания в новой редакции?
А кто знает – где именно его банк публикует эти новые правила, и главное – кто из клиентов может легко и быстро найти все условия, которые касаются именно его тарифа?

Ответ очевиден – никто. Вот и получается, что клиент зачастую узнаёт о новых и невыгодных условиях только после того, как у него списывается комиссия в повышенном размере или взимается новый тариф.
Бороться с подобным отношением к себе в судебном порядке очень сложно. Судьи подходят к рассмотрению таких дел формально, указывая, что новые правила опубликованы на сайте, а в договоре, который клиент подписал несколько лет назад, есть фраза о том, что клиент сам обязан изучать новые опубликованные правила.
Но неожиданно в апреле этого года Верховный суд РФ встал на защиту одного из таких клиентов.

Что же случилось?

Гражданин имел в ПАО «Совкомбанк» банковскую карту с каким-то тарифом и в марте 2017 года на нее зачислились денежные средства в сумме 1200000 рублей. Банк не долго думая, взял и списал 120000 рублей, ссылаясь, что правила обслуживания по тарифу клиента изменились. При этом ранее зачисление денег никакими комиссиями на тарифе клиента не облагалось.
Гражданин не согласился с подобным обращением к себе и обратился в суд, требуя возврата денег. Суд первой инстанции принял сторону гражданина и постановил вернуть списанную комиссию клиенту. Апелляционная инстанция решение суда первой инстанции отменила и отказала во взыскании денег с банка.
Верховный суд РФ не согласился с таким игнорированием прав клиента банка и отменил вердикт апелляционной инстанции, постановив вернуть дело на рассмотрение.

Почему суд встал на сторону гражданина?

Дело в том, что при работе банков с гражданами, у клиентов-граждан может быть особый статус, который отличается от статуса организаций. Гражданин, который пользуется банковским продуктом для личных или семейных целей является потребителем. А на правоотношения банка и потребителя распространяется Закон «О защите прав потребителей», который предъявляет повышенные требования к вопросам информирования потребителей о свойствах оказываемой услуги, даже если речь об услуге в виде банковского обслуживания клиента.

Верховный суд РФ указал: «в случаях с клиентами – физическими лицами до оказания услуги должно быть достигнуто соответствующее соглашение о возможности изменения договора банковского обслуживания в форме, которая позволяет однозначно установить согласие потребителя на обслуживание на этих условиях и добровольный выбор им объема оказанных услуг». (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2019 N 16-КГ18-57).

Таким образом, суд сделал однозначный вывод о том, что введение банком комиссии или иного невыгодного условия договора без согласия потребителя является незаконным. Дело гражданина будет пересмотрено.


Записаться на прием или консультацию к юристу по спорам с банками в г. Серпухов можно по телефону +7(916)442-83-03.