Работодатель удержал деньги с заработной платы из-за неправильного ценника на товар

Кейс:

Работодатель удержал с заработной платы работника деньги из-за того, что покупатель потребовал продать ему товар по цене на ценнике, которая оказалась меньше, чем цена в товароучетной программе магазина.

Имеет ли работодатель право на такое удержание заработной платы работника?

Вопрос не простой, т.к. вариантов развития событий тут немало.

Штрафы работника незаконны

Во-первых, сразу скажу, что любые штрафы незаконны, т.к. такой вид наказания («штраф») не предусмотрен трудовым законодательством.

Поэтому если работника так просто штрафуют (уменьшают без дополнительных выяснений должностной оклад по трудовому договору), то это незаконно и работник вправе направить жалобу в государственную инпекцию труда региона, в котором он работает. Или работник вправе обратиться в суд с исковым заявлением для взыскания неполученных средств.
Но зачастую речь идет не о штрафе.

О том, как мы поможем защитить трудовые права работника смотрите информацию на нашем сайте.

Удержание денег из премии

Второй вариант (самый неблагоприятный для работника) развития событий для работника – это когда вычеты из заработной платы работника работодатель производит за счет премии.

Дело в том, что премия по общему правилу необязательна, а значит, если работодатель решит ее вообще не выплачивать – нарушения трудового законодательства не будет. Судебная практика говорит о том, что если работодатель не обязан по трудовому договору работника платить ему премию, то суды отказывают во взыскании невыплаченной премии. Говорить о том, что работодатель обязан платить премию можно только в том случае, когда в трудовом договоре четко это указано, обозначена сумма премии и нет дополнительных положений о том, что премия выплачивается по результатам работы или что-то вроде того.

Соответственно, в подавляющем большинстве случаев, если у работника таким образом уменьшают премию, то «правды» не добиться и только от работника зависит – терпеть это или уйти.

Материальная ответственность работника

Третий вариант развития событий – это когда работника привлекают к так называемой материальной ответственности. В статье 238 Трудового кодекса РФ указано:

«Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат».

Для привлечения к материальной ответственности работодатель должен установить размер ущерба и причинно-следственную связь между действиями работника и возникшим ущербом.
Например, цены в программе изменились ночью, и персонал магазина не имел никакой предварительной информации об этом изменении, а в начале следующего дня пришел покупатель и потребовал продать ему товар по цене на ценнике. В данной ситуации вины работника в убытках работодателя вообще нет, любой работник выполняет свои обязанности в течение рабочего времени и с определенной скоростью, поэтому до установления новых цен владельцы магазина должны были предоставить персоналу время для замены ценников. Если нет вины работника в ущербе – требовать возмещения ущерба никто не вправе.
Более того, если внимательно вчитаться в статью 238 ТК РФ, то там указано, что упущенная выгода (неполученные доходы) возмещению не подлежит, а что такое упущенная выгода?
Если упростить, то упущенная выгода – это та наценка на себестоимость товара, которую магазин делает перед продажей. Там еще налог какой-то «сидит», который уплачивается продавцом (НДС ил УСН и т.д.) и само собой разумеется этот налог тоже нужно учесть, т.е. по факту упущенная выгода – это доход от продажи по неправильной цене минус стоимость закупки, уменьшенная на налог (при этом, например, НДС учитывается не полностью, а с разницы между НДС, уплаченным после продажи и НДС, уплаченным при закупке товара.
На самом деле при определении этой суммы нужно учитывать еще и иные расходы на товар (транспортные, на коммунальные услуги и т.д.), но это дополнительные расходы очень сложно подсчитать, поэтому ориентироваться рекомендую на цену закупки товара (с учетом уплачиваемого продавцом налога).
Соответственно, если из-за виновных действий работника у работодателя появятся реальный ущерб (если совсем упрощать – «цена продажи товара окажется меньше цены закупки этого же товара»), то работодатель действительно вправе требовать возмещения этого ущерба в виде разницы между ценой продажи и ценой закупки товара. Требовать же возмещения разницы между ценой в каталоге (товароучетной программе) и ценой продажи владельцы бизнеса не вправе, т.к. таким образом они пытаются получить ту самую упущенную выгоду (неполученный ими доход), взыскивать которую с работника запрещено статьей 238 ТК РФ.
Соответственно, если работодатель незаконно требует возместить свои неполученные доходы, то это незаконно и можно жаловаться в инспекцию труда и обращаться в суд.

Записаться на консультацию к юристу по трудовым спорам можно по телефону +7(916)442-83-03