Суд с потребиллером

Всем продавцам запомнить очень нужно:
с обычным покупателем жить стоит дружно.
Но потребиллеру нельзя ни шага уступать,
таких нахлебников не нужно содержать.

Кто такие потребиллеры?

Потребиллер – это покупатель, который основывает свои требования на Законе “О защите прав потребителей”, но обращается в суд не для защиты своих прав от недобросовестного продавца, а для личного обогащения. Т.е. речь не идет об обычных покупателях, которым был продан некачественный товар, и которые пытаются восстановить справедливость в суде.

Потребиллеры идут в суд, чтобы заработать денег на штрафах, неустойках и компенсациях. Зачастую они искусственно создает ситуацию, которая якобы дает им право требовать деньги от продавца товара. Поэтому потребиллеры – это недобросовестные люди, которые пользуются законом не в соответствии с целями создания этого закона, и обычно это юридически грамотные люди, которые умело пользуются законодательством о защите прав потребителей.

На чём зарабатывают потребиллеры?

Закон «О защите прав потребителей» позволяет взыскивать с продавца неустойку, компенсацию морального вреда и штраф. Чтобы заработать, потребиллеры создают для продавца товаров такую ситуацию, когда этот продавец будет вынужден заплатить деньги в том или ином количестве.

Например, потребиллер, проживающий в другом городе, купил относительно недорогой товар (10000 – 20000 рублей) в интернет-магазине у продавца. Через некоторое время после покупки потребиллер делает вид, что товар неисправен и просит знакомого “мастера” сделать ему “бумажку” о неисправности товара. Затем потребиллер пишет продавцу претензию с требованием вернуть деньги, т.к. товар якобы не является качественным. Продавец, получивший претензию, даже при желании не успевает связаться с потребиллером, который подает иск в суд. В иске он требует взыскать с продавца деньги за товар, неустойку в размере 1% от стоимости товара (т.е. за 100 дней накопится 100% стоимости), компенсацию морального вреда и прочее.

Естественно, правильно действующий потребиллер сможет легко вернуть себе и деньги, и еще получить 20-50 тысяч рублей от продавца товара в счет различных присужденных судом сумм. А если таких “несчастных” продавцов наберется с десяток за год, то уже полмиллиона “лежит в кармане” у недобросовестного гражданина при полном отсутствии каких-либо серьезных вложений со стороны самого потребиллера.

Также нужно понимать, что при отказе покупателя от товара продавец имеет право потребовать возврата товара себе. Но проблема в том, что Закон “О защите прав потребителей” обязывает продавца за свой счет производить эту доставку, а если товар стоит 10000 рублей, то такая доставка будет иметь существенный для стоимости товара процент дополнительных расходов. Поэтому не каждый продавец забирает у потребиллера “сломанный” товар, а значит потребиллер может иногда ещё и товар оставить себе. Чем дешевле товар – тем больше вероятность того, что товар останется у потребиллера.

Как судиться с потребиллером?

Если к продавцу подан иск в суд, то прежде всего нужно прояснить – кто является истцом в судебном процессе. Сам факт того, что покупатель обратился в суд не означает, что он является потребиллером, который злоупотребляет своими правами. Чтобы определить потребиллера, можно попробовать посмотреть другие судебные дела с участием этого гражданина. Если сможете выявить несколько таких дел за небольшой период времени (год), то вероятность встречи с потребиллером увеличивается по мере возрастания количества судебных процессов, в которых он участвовал.

В январе этого года ко мне обратились представители одной компании, которым покупатель предъявил иск в один из судов города Самары. Я изучил вопрос и понял, что истцом является некий гражданин Ю. из Самары, который в прошлом был юристом, и который систематически предъявляет в суд такие иски, взыскивая с продавцов штрафы и неустойки за якобы бракованный товар.

Статистика судебных процессов, в которых Ю. был истцом-потребителем:
2019 год – 3 судебных процесса;
2020 год – 5 судебных процессов;
2021 год – 5 судебных процессов;
январь 2022 года – 3 судебных процесса.

Если добавить к вышеописанному, что Ю. является действующим индивидуальным предпринимателем и занимается торговлей через интернет (указано в его Выписке из ЕГРИП), то предприимчивости этого потребиллера можно только «позавидовать». Схема его действий стандартна: находясь в Самаре, покупает Ю. через интернет товар у продавца из Москвы. Через неделю после покупки Ю. несет этот товар к знакомому «мастеру», который составляет «филькину грамоту» о том, что товар неисправен. После этого останется только потребовать деньги обратно и тут уже от продавца зависит – успеет ли он вернуть деньги за короткий срок, отведенный законом.

Наш Ю. таким образом неплохо «заработал» 13 раз за 2019-2021 гг., а в январе 2022 года он видимо «на радостях» подал в суд еще 3 иска к разным поставщикам торгового оборудования, в том числе и к компании, представители которой обратились ко мне. Но в этот раз Ю. был выведен «на чистую воду» и мне удалось убедить судью в том, что иск заявлен неправильно, т.к. спор должен рассматриваться не у мирового судьи г. Самары, а в Арбитражном суде г. Москвы. Как результат, судья вынесла определение для передачи дела в арбитраж.

Ну а в арбитраже мы посмотрим – что из себя представляет этот Ю. При этом я допускаю, что он не захочет там судиться, поскольку в арбитражном суде ему нужно будет по-настоящему доказывать все свои требования, а не просто представлять судье какие-то бумажки, сделанные «на коленке»  у знакомого “мастера”.

Текст Определения суда смотрите на нашем сайте.

Также добавлю, что в Самару, естественно, никто не ездил и все действия проводились дистанционно. Замечу также, что Ю. еще придется возмещать расходы компании, которая оплачивала мою работу.

Записаться на консультацию к юристу по защите прав потребителей можно по телефону +7(916)442-83-03
☎ Звоните ежедневно с 9:00 до 18:00.