Серпуховский суд отменил решение Администрации Серпухова

  Дело №2а-1224/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июня 2022 года                    г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мусатовой С.Ю.,

при секретаре судебного заседания Лисовой В.В.,

с участием:

административного истца ФИО, ее представителя – Искендерова Э.Э.,

представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области – ФИО,

заинтересованного лица ФИО,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности»,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец ФИО обратилась в суд с административным иском и просит признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 15.02.2022 по заявлению <номер>, обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области устранить допущенные нарушения, то есть повторно рассмотреть заявление и принять решение по заявлению ФИО <номер> о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».

Свои требования административный истец основывает на том, что она является собственником земельного участка с кадастровым <номер>, адрес: <адрес>; площадью 1200 кв.м; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

ФИО обратилась в Администрацию г.о. Серпухов с заявлением <номер> о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности». Заявитель просила произвести перераспределение земельных участков (с доплатой за увеличение площади по п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ).

К заявлению была приложена «Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории». Вновь образуемый земельный участок должен был иметь площадь 1691 м2 и обозначаться характерными точками границ, обозначенными в Схеме, приложенной к настоящему исковому заявлению.

Решением об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности от 15.02.2022 <номер> Администрация городского округа Серпухов отказала в предоставлении указанной государственной услуги. Причина отказа: «согласно акту осмотра, на земельном участке государственная собственность на который не разграничена, расположены объекты, правоустанавливающие документы на которые заявителем не предоставлены».

Истец полагает данный отказ незаконным, поскольку: действующим регламентом не предусмотрена обязательность предоставления правоустанавливающих документов на строения, находящиеся на перераспределенном земельном участке, указанные в решении об отказе объекты являются самовольными постройками, подлежащими сносу по решению Серпуховского городского суда Московской области от 03.12.2021 по делу №2-2824/2021, в рамках которого Администрация обязала ФИО снести указанные строения, т.е., с позиции закона и по мнению самой же Администрации, эти объекты вообще не имеют правообладателя (ст. 222 ГК РФ).

В частности, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находятся нежилое здание (баня) с кадастровым <номер>, площадью 24,4 кв.м, а также нежилое здание (гараж) с кадастровым <номер>, площадью 23,3 кв.м. Оба указанных объекта не могут находиться в собственности третьих лиц, поскольку администрация потребовала их сноса именно от ФИО в деле №2-2824/2021, которое ранее рассмотрел Серпуховский городской суд Московской области, При этом Серпуховский городской суд Московской области удовлетворил в том деле требования Администрации и обязал ФИО снести оба указанных строения.

По п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Административный ответчик не вправе оспаривать факт отсутствия у данных строений каких-либо собственников, поскольку он сам настаивал на том, что эти объекты используются ФИО и суд согласился с этим доводом при вынесении решения о сносе строений. В частности, Серпуховский городской суд Московской области в Решении 03.12.2021 по делу №2-2824/2021 указал: «Таким образом, суд, установив, что ФИО заняла земельный участок без законных оснований, приходит к выводу о возложении на ФИО обязанности по освобождению земельного участка». На основании указанного суд постановил освободить земельный участок путем сноса обоих вышеуказанных объектов недвижимости за счет ФИО .

Учитывая отсутствие у спорных строений каких-либо правообладателей, а также то, что эти объекты были созданы ранее ею, отказ администрации грубо нарушает права административного истца.

П. 3 ст. ст. 39.29 ЗК РФ определяет перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о перераспределении, и данный пункт не указывает никакой информации никакой информации об обязательности предоставления правоустанавливающих документов на строения, находящиеся на земельном участке. Тем более данный пункт не обязывает заявителя предоставлять правоустанавливающие документы на строения, признанные судом самовольной постройкой.

Распоряжением Минмособлимущества от 26.12.2018 № 15ВР-1816 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».

Указанным Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги. Согласно п. 13.1.3 регламента основанием для отказа в предоставлении Государственной услуги является «Несоответствие документов, указанных в пункте 10 Административного регламента, по форме ши содержанию требованиям законодательства Российской Федерации».

Пункт 10 Регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления Государственной услуги и никакой обязанности для заявителя предоставлять правоустанавливающие документы на строения (или самовольные постройки) в данном пункте нет.

Таким образом, возложение ответчиком на истца обязанности предоставить правоустанавливающие документы на объекты (самовольные постройки), находящиеся на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, не предусмотрена ни одним законом или регламентом. Поэтому отказ административного ответчика в данном случае является незаконным.

Административный истец ФИО в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного истца – по доверенности Искандеров Э.Э. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по основаниям и доводам, изложенным в иске. Представил письменные объяснения, в которых указал, что в соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ «для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Кодекса» (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.10.2018 по делу № 303-ЭС18-3686, А73-8476/2017). Согласно пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

«… перераспределение земель и (ши) земельных участков, находящихся в государственной ши муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков».

В этой связи ссылка административного ответчика на положения п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ подлежит отклонению.

Вместе с тем, даже ч. 4 ст. 39.16 ЗК РФ не запрещает в данном случае предоставлять земельный участок. Положения пункта 4 ст. 39.16 ЗК РФ определяют, что уполномоченный орган вправе отказать в предоставлении земельного участка без торгов, если на указанной земле находится объект недвижимости, принадлежащий гражданам и юридическим лицам. При этом данный пункт также устанавливает перечень исключений из этого правила, т.к. там прямо указано «… за исключением случаев, если.. . а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки.. .».

Смысл всех вышеуказанных норм в том, что нельзя передавать в собственность землю, если на земельном участке находится чужая недвижимость. При этом положениями ч. 4 ст. 39.16 ЗК РФ случаи, когда на земле есть объекты, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки, вынесены «за скобки». Соответственно, при наличии принятого решения о сносе самовольной постройки заявитель не должен доказывать наличие у него или у кого-то еще права собственности на указанное имущество.

В данном конкретном случае по иску Администрации г.о. Серпухов в рамках гражданского дела №2-2824/2021 решением Серпуховского городского суда Московской области от 03.12.2021 года ФИО обязали снести вышеуказанные объекты недвижимости с кадастровыми <номер>. Это означает, что администрации прекрасно известно об отсутствии собственника у указанных самовольных построек. Самовольная постройка не является объектом недвижимости.

Что касается утверждения администрации о наличии на земельном участке с кадастровым <номер> объектов капительного строительства высотой несколько этажей, то это ошибочный довод, который ни на чем не основан. Действительно на указанном земельном участке есть сеновал высотой около 6 м (или меньше), но данный объект не является объектом капитального строительства (недвижимостью) и представляет из себя просто лежащий на земле каркас из металлических труб, обшитый деревянными досками. ФИО специально пригласила кадастрового инженера, который осмотрела указанный объект и предоставила свои пояснения, в которых отказала в выполнении работ по составлению технического плана объекта капитального строительства ввиду того, что объект не является объектом капитального строительства, а является навесом.

Относительно довода административного ответчика в акте о наличии изломанности границ образуемого земельного участка и отсутствии обоснования этой изломанности, то данный довод подлежит отклонению, поскольку, о данном факте административный ответчик ничего не упомянул в оспариваемом решении.

Также указывает, что действующее законодательство не предусматривает определения понятия изломанность границы участка. Неизломанная линия – это геометрическая прямая, которая по определению не может обозначать границу двумерного объекта, соответственно, в любом земельном участке присутствует изломанность. В рассматриваемом случае административный истец определяла конфигурацию образуемого земельного участка исходя из обеспечения возможности использования в будущем строений с кадастровыми <номер>, что соответствует положениям п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ. Северная граница земельного участка продолжает уже существующую сейчас линию границы з/у и не может «наезжать» на существующий подъезд к расположенному с севера земельному участку, которым пользуется собственник этого з/у. Также южная граница перераспределяемого земельного участка не может «наезжать» на подъезд к з/у, расположенному южнее земельного участка. Указанная информация (о наличии подъездов к соседним з/у с севера и юга) обозначена на Схеме расположения земельного участка, которая была направлена в Администрацию г.о. Серпухов при подаче заявления о перераспределении. Поэтому содержание Акта осмотра з/у означает, что должностные лица административного ответчика вообще не смотрели Схему, им направленную с заявлением (л.д. 113).

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – ФИО в судебном заседании возражала против заявленных истцами требований, пояснила, что в отношении построек, расположенных на испрашиваемом земельном участке какие-либо третьи лица правопритязаний не заявляли. При обращении в суд с иском о сносе указанных построек требования предъявлялись именно к ФИО. Поддержала доводы, указанные в письменных пояснениях (л.д. 100-101) и в письменном отзыве, в котором указано, что в рамках рассмотрения заявления ФИО был составлен акт осмотра перераспределяемого земельного участка, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира: <адрес> В результате осмотра было установлено, что на перераспределяемом земельном участке расположены объекты капитального строительства, правоустанавливающие документы на которые не представлены.

В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 года №107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», реализация полномочий органами местного самоуправления, осуществляется при наличии согласования с Министерством имущественных отношений.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 года № 13ВР-44 утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов».

В целях надлежащего рассмотрения поступившего заявления, во исполнение требований вышеуказанных норм действующего законодательства, Администрацией городского округа Серпухов Московской области был собран необходимый пакет документов, в том числе получено из Комитета по архитектуре и градостроительству по Московской области заключение об оборотоспособности испрашиваемого земельного участка, и направлен на решение межведомственной комиссии Министерства имущественных отношений Московской области.

Пунктом 85 Сводного заключения Министерства имущественных отношений в Московской области №25-0 от 11.02.2022 года согласован отказ в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».

Согласно пункта 4.4. вышеуказанного Временного порядка, решение МВК подлежит обязательному исполнению органами местного самоуправления в течение трех рабочих дней с момента его принятия и размещения Карточки проекта с решением МВК в протоколе Модуля.

Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 15 февраля 2022 года <номер> отказано в предоставлении испрашиваемой государственной услуги.

Согласно п. 13.1.6. Распоряжения Минмособлимущества от 26.12.2018 N 15ВР-1816 “Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги “Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности” одним из оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги является расположение здания, сооружения, объекта незавершённого строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц земельном участке, на который возникает право частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

А как ранее указывалось в акте осмотра указано, что на земельном участке находятся объекты, право собственности, на которые истец не смогла предоставить. Полагает требования ФИО не подлежащими удовлетворению (л.д. 51-53).

Представитель административного ответчика Министерство имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Комитет управления имуществом г.о. Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо ФИО в судебном заседании поддержал административный иск, пояснил, что земли выделялись как работнику колхоза. На испрашиваемом земельном участке были возведены строения – баня и гараж постановкой их на кадастровый учет занимался кадастровый инженер. Вопросом оформления испрашиваемого земельного участка ранее не занимались по причине отсутствия достаточного свободного времени.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с положениями ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ.

Выслушав административного истца, ее представителя, представителя административного ответчика Администрация городского округа Серпухов Московской области, заинтересованное лицо ФИО, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела усматривается, что административный истец на основании договора дарения от 18.12.2014 является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером НОМЕР площадью 1200 кв.м, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства по <адрес>, <адрес> (л.д. 19-21,41, 42). В материалы дела представлены: копия решения исполнительного комитета Васильевского сельского Совета народных депутатов Серпуховского района Московской области от 30.05.1991 № 45/5 о закреплении за ФИО приусадебного участка площадью 10 соток <номер> (л.д. 107), копия постановления Главы Администрации Васильевского сельского совета Серпуховского района Московской области от 22.10.1992 № 103 о закреплении за ФИО земельного участка площадью 0,12 га в АДРЕС (л.д. 43), копия квитанции от 04.08.1994 об оплате им налогового платежа текущего года (л.д. 44), копия технического паспорта на жилой дом <адрес> (л.д. 45), копия плана земельного участка, учетной карточки на участок (л.д. 47), копия характеристики строений и сооружений (л.д. 49-50), копии дополнений к акту установления и согласования границ земельного участка от 08.09.2004 и от 16.05.2005 (л.д. 102-105), копия акта выбора земельного участка под строительство индивидуального жилого дома ФИО  в АДРЕС от 25.07.1990 (л.д. 106).

Из сообщения Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 10.01.2014 в адрес ФИО усматривается, что в соответствии с п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (л.д. 48).

Из уведомлений УФСРГКиК по Московской области от 29.03.2022 усматривается, что в ЕГРН отсутствуют сведения право собственности на объекты с кадастровыми <номер> не зарегистрировано (л.д. 34, 35), представлены выписки из ЕГРН в отношении объектов с вышеуказанными кадастровыми номерами: бани и гаража (л.д. 17, 18).

Решением Серпуховского городского суда Московской области от 03.12.2021 удовлетворены исковые требования Администрации городского округа <адрес> к ФИО об освобождении земельного участка; суд обязал ФИО в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда освободить самовольно занятый земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 436,9 кв.м., прилегающий к земельному участку с кадастровым <номер>, расположенного по адресу АДРЕС, согласно каталогу координат поворотных точек:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> и привести в соответствие фактические границы земельного участка с кадастровым <номер> с юридическими границами путём сноса нежилого здания (баня) с кадастровым <номер>, площадью 24,4 кв.м., нежилого здания (гараж) с кадастровым <номер>, площадью 23,3 кв.м.

Указано, что в случае неисполнения ФИО решения суда в установленный срок, предоставить Администрации городского округа Серпухов Московской области совершить действия по освобождению самовольно занятого земельного участка с правом последующего возложения понесённых расходов на ФИО .

Встречные исковые требования ФИО к Администрации городского округа Серпухов Московской области о признании права собственности на земельный участок площадью 583 кв.м., расположенный по адресу Московская область, городской округ Серпухов, д. Новые Кузьмёнки – оставлены без удовлетворения (л.д. 9-14).

Решение вступило в законную силу (л.д. 99).

Административным истцом в материалы дела представлена схема расположения земельного участка, условный номер земельного участка <номер> площадью 1691 кв.м (л.д. 15-16).

Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области отказано ФИО в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 15.02.2022 по заявлению <номер>, по основаниям: на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц; в разъяснении причин отказа в предоставлении государственной услуги указано: согласно акту осмотра, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположены объекты, правоустанавливающие документы на которые заявителем не представлены (л.д. 8, 54-56 – копия решения, л.д. 73-83- копия заявления), представлена выписка из сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию отрицательных решений №35-О от 11.02.2022, где под номером 85 указана административный истец (л.д. 56-57).

Из копии акта от 01.02.2022 осмотра земельного участка с кадастровым <номер> площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу<адрес>, усматривается, что в результате осмотра установлено, что на перераспределяемом земельном участке расположены объекты капитального строительства, имеющие несколько этажей, документы на которые заявителем не приложены. Назначение объектов визуально определить не представляется возможным. Перераспределяемый земельный участок имеет ограждение, только по северной стороне, южная сторона не огорожена – обоснование изломанности отсутствует. Основной земельный участок огорожен. На нем расположен жилой дом, принадлежащий на праве собственности заявителю, к акту приложены фотоматериалы (л.д. 58-62).

Из пояснений кадастрового инженера К. усматривается, что ею было проведено обследование строения расположенного на земельном участке с кадастровым <номер> по <адрес>, в рамках договора подряда <номер> от 25.04.2022 года по подготовке технического плана объекта капитального строительства. В результате осмотра выявлено, что объект, являющийся предметом договора, согласно действующего законодательства, не обладает признаками объекта капитального строительства, подлежащего кадастровому и регистрационному учету. Объект представляет собой дощатое строение, без фундамента используемое собственником участка для хозяйственных нужд ( Лит. Г, Г1, Г4, Г5 обозначение установлено, по представленному собственником, техническому паспорту от 07.04.2005 года). Строение можно квалифицировать, как навес, изменение конструкции, перемещение, которого не нанесет соразмерного ущерба его назначению. Объект представляет собой дощатое строение, без фундамента используемое собственником участка для хозяйственных нужд ( Лит. Г, Г1, Г4, Г5 обозначение установлено, по представленному собственником, техническому паспорту от 07.04.2005 года). Строение можно квалифицировать, как навес, изменение конструкции, перемещение, которого не нанесет соразмерного ущерба его назначению, к акту приложены фотоматериалы (л.д. 114-118).

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 г. № 15ВР-1816 утвержден Регламент предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», в соответствии с п.5.1 которого органом местного самоуправления, ответственным за предоставление Государственной услуги, является Администрация городского округа или муниципального района, на территории которого расположен земельный участок.

В целях предоставления Государственной услуги Администрация взаимодействует с: Министерством имущественных отношений Московской области в целях получения сводного заключения о наличии/отсутствии оснований для перераспределения земельного участка (п.5.7.1 Регламента); Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области для получения сведений о земельном и/или расположенном на земельном участке объекте из Единого государственно реестра недвижимости (п.5.7.2 Регламента); Управлением Федеральной налоговой службы для получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (п.5.7.3 Регламента); Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области, по вопросу получения сведений об оборотоспособности земельного участка (п.5.7.4 Регламента).

Согласно пункта 6.2.4 Административного регламента при наличии оснований, указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, результатом предоставления Государственной услуги является решение об отказе в предоставлении Государственной услуги, которое оформляется на официальном бланке Администрации в виде письма.

Пункт 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги.

Согласно подпункту 13.1.6. такими основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, являются: «На земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.».

Пунктом 23.1 Административного регламента предусмотрен перечень административных процедур при предоставлению Государственной услуги: 1) прием заявления и документов; 2) обработка и предварительное рассмотрение документов; 3) формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении Государственной услуги; 4) подготовка проекта решения; 5) сводное заключение Министерства имущественных отношений Московской области; 6) принятие решения; 8) выдача результата.

Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 06.02.2019 № 429 «Об утверждении Порядка предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» на территории городского округа Серпухов Московской области и признании утратившим силу постановления Главы городского округа Серпухов Московской области от 13.12.2017 № 2735» утвержден Порядок предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» на территории городского округа Серпухов Московской области.

В соответствии с п.1 Постановления предоставление государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» на территории городского округа Серпухов Московской области осуществляется администрацией городского округа Серпухов Московской области (далее – Администрация) в соответствии с административным Регламентом предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 года № 15ВР-1816.

При рассмотрении заявления ФИО <номер> от 28.01.2022 Администрацией городского округа Серпухов в соответствии с Административным регламентом на согласование межведомственной комиссии был направлен пакет документов в отношении спорного земельного участка, после чего было получено сводное заключение Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений № 25-О от 11.02.2022, в п.85 которого согласован отказ в предоставлении услуги (л.д. 56-95).

Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 15.02.2022 по заявлению <номер>, поскольку на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц.

В оспариваемом решении содержится разъяснение причин отказа в предоставлении государственной услуги: согласно акту осмотра, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположены объекты, правоустанавливающие документы на которые заявителем не представлены (л.д. 54-55).

Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из пункта 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2,3 статьи 39.28 ЗК РФ).

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо – собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 29.29 ЗК РФ.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 9 и 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В силу статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса (подпункт 3 пункта 9).

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

С заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» ФИО обратилась 28.01.2022, решение Серпуховского городского суда Московской области по гражданскому делу № 2-2824/2021 об обязании ФИО снести нежилого здания (баня) с кадастровым <номер>, площадью 24,4 кв.м., нежилое здание (гараж) с кадастровым <номер>, площадью 23,3 кв.м, было вынесено 03.12.2021.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).

Как следует из оспариваемого отказа Администрации г.о. Серпухов Московской области и установлено судом в ходе рассмотрения дела, основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения является факт самовольного возведения административным истцом на испрашиваемой земле бани и гаража. При этом принадлежность указанных строений ФИО ни ею, ни Администрацией г.о. Серпухов Московской области, ни третьими лицами не оспаривается.

Таким образом, в данном случае на земельном участке отсутствуют какие-либо объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, что в силу подпункта 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации препятствовало бы перераспределению земельного участка административного истца и муниципальных земель.

Других оснований из предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение Администрации об отказе в предоставлении государственной услуги не содержит.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение Администрации г.о. Серпухов Московской области нельзя признать правомерным.

Наличие согласования Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области отказа в предоставлении услуги не может служить основанием для отказа в удовлетворении данного административного иска, поскольку решения, принимаемые на заседаниях Межведомственной комиссии отражают только позицию органов местного самоуправления и носят рекомендательный характер для данного органа, к полномочиям которого относится принятие того или иного решения по тем вопросам, которые обсуждались и по которым принимались отрицательные решения органом местного самоуправления, направляемые на согласование в Минимущество Московской области в виде проектов, и не могут подменять собой процедуру предоставления земельных участков, предусмотренную нормами действующего законодательства.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Поскольку суд не вправе подменять собой полномочия, относящиеся к полномочиям органа местного самоуправления, удовлетворяя требования истца и признавая незаконным оспариваемое решение, принятое административным ответчиком, суд полагает необходимым определить способ восстановления нарушенного права административного истца путем возложения на Администрацию городского округа Серпухов Московской области обязанности повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление ФИО <номер> от 28.01.2022 о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 15.02.2022 по заявлению <номер>.

Обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление ФИО <номер> от 28.01.2022 о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                С.Ю.Мусатова

Мотивированное решение составлено 24.06.2022

Записаться на консультацию к юристу по земельным вопросам можно по телефону +7(916)442-83-03
☎ Звоните ежедневно с 9:00 до 18:00.
Posted in Земельные вопросы, Решения судов.