Налоговый орган занимает особое положение в органах государственной власти. С одной стороны это властный орган, с другой стороны – усилиями его руководителей за последние годы налоговый орган постепенно реформировалась в некую организацию, оказывающую услуги налогоплательщикам. Это безусловно положительный факт, но нельзя забывать об истинном предназначении этого ведомства.
Для государства налоговая инспекция – это способ контроля за уплатой налогов, а нарушения в данной сфере караются весьма строго. Поэтому налоговики во взаимоотношениях с налогоплательщиками исходят прежде всего из интересов государства. Нарушителям предъявят не только штрафы за нарушение и доначислят неуплаченный налог, в некоторых случаях нарушителей могут привлекать и к иным (более жестким) санкциям, вплоть до привлечения к уголовной ответственности за совершения налоговых преступлений.
При этом иногда от действий нарушителей страдают и добросовестные налогоплательщики, которые, например, заключали сделки с нарушителями, которые в свою очередь уклонялись от уплаты НДС. Поэтому для налогоплательщика важным является правильное изложение своей правовой позиции при любых проводимых проверках со стороны подразделений ФНС России. Правильность той или иной позиции всегда лучше согласовывать с юристом. Аналогичным образом более безопасным для налогоплательщика, который вызван для опроса, является проведение такого опроса в присутствии юриста, представляющего интересы налогоплательщика. Юрист не вправе мешать должностным лицам задавать вопросы, но по ходу опроса юрист может предоставлять своему доверителю консультации, которые помогут налогоплательщику корректно сформулировать свой ответ.
При необходимости обжаловать решение, принятое должностным лицом налогового органа, необходимо учитывать, что сейчас действует досудебный апелляционный порядок обжалования. Соответственно, чтобы не ошибиться с порядком обжалования решения должностного лица также необходимо обратиться к юристу.
