Законопроект о бесплатном внесудебном банкротстве граждан

Депутаты Госдумы возможно рассмотрят 13.02.2020 в первом чтении законопроект, по которому граждане якобы получат возможность признаваться банкротами без дорогостоящего судебного процесса и неподъёмных для многих выплат управляющему.

Здорово! Но так ли все будет гладко?


Ради интереса я заглянул в этот документ и вот, что я нем думаю:

Начинаем читать законопроект и сразу видим, что для подобного банкротства размер долга гражданина не может быть меньше 50 тысяч рублей или более 500 тысяч рублей. При этом граждане-банкроты ничего не платят сами.

Неплохо, т.к. таких должников много. Читаем дальше…


Требования к претендентам на банкротство:

  • Претендент на банкротство должен быть зарегистрированным в качестве безработного либо иметь подтвержденный доход в размере менее прожиточного минимума на члена семьи.
  • У гражданина не должно быть имущества, на которое можно обратить взыскание, и денег в сумме более 50 тысяч рублей, ну и в течение процедуры такое имущество также не должно появиться, а если появиться (например, при наследовании), то внесудебное банкротство будет прекращено.
  • Не должно быть судимости по перечисленным видам преступлений экономического характера.
  • В течение 5 лет до начала внесудебного банкротства у этого гражданин не может быть иных процедур банкротства.

Все это более-менее стандартно, нюансы не интересны


Процедура внесудебного банкротства будет длиться год, в течение которого должнику нельзя будет брать в долг и т.д. и т.п. Зато приостановятся начисление процентов и неустоек, приостановятся различные взыскания (кроме взыскания алиментов и прочих видов исполнительных производств, указанных в законе).

Это плюс, но и судебное банкротство устроено примерно также.


Процедурой внесудебного банкротства будут «рулить» арбитражные управляющие, которые будут отрабатывать всю процедуру за очень странную сумму вознаграждения в размере 3000 рублей. Вознаграждение будет выплачиваться управляющему из специально создаваемого для этого фонда, но по отчету саморегулируемой организации (СРО), в которой состоит управляющий. По поводу возмещения управляющим расходов на проведение процедуры в законопроекте указано, что они возмещаются в пределах, которые будут установлены официально национальным объединением СРО.

Интересны также источники финансирования вышеуказанного фонда. В проекте закона лишь указано, что деньги в фонд будут перечисляться каждой саморегулируемой организацией. А вот где эта СРО возьмет эти деньги – “секрет Полишинеля”.

Для меня очевидно, что в данный фонд будут поступать деньги из личных взносов тех же самых арбитражных управляющих, которые те платят за право числится членом той или иной саморегулируемой организации. Т.е. у управляющих из-за введения нового закона о внесудебном банкротстве увеличится размер членских взносов, что их, безусловно, не обрадует.

А вот тут знающий суть банкротства остановится и спросит: что за бред?


Какой управляющий согласится целый год вести дело о банкротстве за 3000 рублей?

А еще при этом управляющий рискует тем, что его расходы превысят установленный размер и ему их не возместят.

Ну, например, управляющий будет ездить на личном автомобиле при исполнении обязанностей в ходе процедуры, и потом представит для возмещения все чеки об оплате бензина, документы о том, что поездки совершались в определенные дня и т.д. А ему ответят – Вы не уложились «в пределы»”. Т.е. по итогам какой-то процедуры управляющий вообще уйдет «в минус» и оплатит чужое банкротство за собственный счет (не говоря уже о том, что сам фонд, из которого будет оплачиваться внесудебное банкротство граждан, будет оплачен из членских взносов управляющих).

▶ Конечно, можно по-разному относиться к труду арбитражных управляющий (ошибочно считать, что они получают деньги ни за что и т.д.), но это обычные люди, которым надо кормить свои семьи, и они совершенно не обязаны в течение года отработать дело о банкротстве и при этом еще и заплатить собственные деньги за то, чтобы должник мог обанкротиться.

Заставить управляющего работать невозможно (по ст. 37 Конституции РФ любой принудительный труд запрещен), а значит, придется как-то с ним договариваться.

▶ Если управляющий не согласится вести дело о банкротстве – банкротство просто не состоится.

Иными словами гражданину опять же предстоит до начала процедуры договориться с арбитражным управляющим о ведении дела. Нельзя еще раз не упомянуть, что проектом закона прямо предусмотрено ограничение на взимание платы с гражданина:

Сопровождение внесудебного банкротства гражданина осуществляется арбитражным управляющим без взимания платы. Опубликование сведений о ходе внесудебного банкротства гражданина осуществляется за счет национального объединения саморегулируемых организаций.

Но на практике это скорее всего будет сводиться к тому, что о размере вознаграждения придется договариваться с юристом, услугами которого предложит воспользоваться арбитражный управляющий.

Что всё это означает?


Означает это лишь то, что «бесплатное внесудебное» банкротство – это скорее всего фикция и полный бред, который очевидно создается для излишнего популизма и пиара депутатов (чтобы потом отдельные депутаты могли всем рассказывать, что именно они инициировали принятие такого закона).

Не исключено, правда, что со временем перечисленные мной особенности законопроекта будут изменены. И такие изменения могут быть даже после принятия закона в текущей редакции, что уже случалось ранее.

▶ Например, в изначально принятой редакции закона о судебном банкротстве граждан в качестве вознаграждения управляющему была указана сумма 10000 рублей за процедуру. И лишь спустя год после начала действия закона о личном (судебном) банкротстве граждан были приняты поправки о том, что вознаграждение управляющему составляет 25000 рублей за одну судебную процедуру.

В общем, уверен, что людям, как и ранее, придется договариваться о более существенных выплатах управляющим в кулуарах до начала банкротства.

А что такое более существенные выплаты?


Более существенные выплаты – это все, что больше 80 – 100 тысяч рублей (только как вознаграждение управляющего и без учета его расходов на проведение процедуры), а если привлекать юриста для составления документов, то и юристу придется заплатить.

▶ А теперь риторический вопрос: зачем должнику, который должен 50 тысяч рублей становиться банкротом и платить управляющему за процедуру 100 тысяч рублей и более?

Конечно, посмотрим, чем всё это закончится, и в каком формате будет в итоге принят закон, но лично мой скептицизм к предлагаемой редакции законопроекта очевиден.

Считаю, что если в законе всё останется в том виде, который сейчас предложен, то вся эта деятельность по принятию закона о внесудебном «бесплатном» банкротстве – это никому не нужное «переливание из пустого в порожнее». Как говорится, их (депутатов) энергию да на благие цели бы направить.

Вывод

Завершая свой анализ, замечу, что помогать гражданам, которые оказались с трудной жизненной ситуации с суммой долга в 50 000 рублей, безусловно, нужно. Но делать это при помощи банкротства, в ходе которого и после которого банкрот будет существенно ограничен в своих правах – это какое-то извращение.

И тем более нет никакого смысла принимать законы, которые на практике не будут работать. При этом закон, который обязывает арбитражного управляющего проводить банкротства за его собственный счет, работать точно не будет.

Гораздо больше пользы принес бы закон, например, о том, что все семьи, имеющие доход меньше двукратного прожиточного минимума на члена семьи, могут претендовать на доплату до указанного размера. Если бы государство решилось бы на подобные меры соцподдержки, то людям не пришлось бы думать о банкротстве при сумме долга 50 тысяч рублей.

С уважением,

Искендеров Эмиль Эльдарович

Юридическая практика с 2002 года


Ответы на многие вопросы о личном банкротстве Вы можете увидеть на данном сайте.

Записаться на прием или консультацию к юристу по банкротству в Серпухове можно по телефону +7(916)442-83-03.