Как взыскать алименты за предыдущие 10 лет?

Семейный кодекс РФ с 1996 года определяет условия уплаты алиментов, в том числе и то, что алименты могут взыскиваться за время, предшествующее обращению взыскателя в суд, но не более чем за 3 года. Условием такого взыскания является обязательные активные действия взыскателя, который должен требовать от должника средств на содержание, а должник при этом должен уклоняться от предоставления такого содержания.

Но вот наступил 2023 год и до Конституционного суда РФ дошел спор родителей, в котором мать взыскала алименты с отца в далеком 2013 году, получив у мирового судьи «Судебный приказ». А отец в 2020 году отменил вынесенный «Судебный приказ», воспользовавшись слишком упрощенной процедурой отмены таких документов.

Больше информации о решении семейных споров смотрите на нашем сайте.

После отмены судебных приказов взыскатель вправе обратиться в суд с исковым заявлением и взыскать алименты в так называемом ИСКОВОМ производстве, которое отличается от ПРИКАЗНОГО производства тем, что в исковом производстве выясняется позиция всех участников процесса (все могут предоставить свои пояснения перед тем, как судья вынесет решение суда). Приказное же производство предполагает рассмотрение обращений заявителей без вызова участников и выяснения их позиции по существу (по сути, судебный приказ выносится по обращению взыскателя, а отменяется по обращению должника).

Мать так и поступила – подала в суд исковое заявление, а суд ей присудил алименты не с 2013 года (когда она получила судебный приказ), а за 3 года, предшествующие дате подаче в суд искового заявления. Это решение было признано законным при обжалованиях, и в итоге мать обратилась в Конституционный суд РФ, чтобы доказать незаконность 3-хлетнего ограничения в ее случае.

Получается, что ребенок, который нисколько не виноват в том, что отец не хочет платить алименты, просто лишается средств к существованию, которые отец был обязан заплатить. Также получается, что судебный приказ, вынесенный мировым судьей вообще ничего не значит для должника, который своими махинациями в обход закона добился освобождения его от обязанности платить алименты, а так быть не должно, поскольку судебная власть имеет свой авторитет и ее постановления должны неукоснительно исполняться всеми.

Полезную информацию о взыскании алиментов смотрите на нашем сайте.

В итоге судьи согласились с заявителем и постановили (извлечение):

Признать статью 129 ГПК Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 38 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 671 (часть 4), в той мере, в какой допускаемая в судебной практике отмена судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей при поступлении возражения относительно его исполнения по истечении значительного срока со дня его вынесения не сопровождается в системе действующего правового регулирования – при наличии установленного в пункте 2 статьи 107 Семейного кодекса Российской Федерации предела взыскания алиментов за прошедший период – гарантиями возможности удовлетворения в порядке искового производства требований взыскателя алиментов за период, за который алименты подлежали взысканию согласно судебному приказу

Постановление КС РФ №53-П от 20.11.2023

До внесения изменения в закон суд постановил, что исковые требования о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, заявленные после отмены судебного приказа в связи с возражениями должника за пределами предусмотренного срока, могут быть удовлетворены за весь период, указанный в судебном приказе.

Так что уже сейчас можно взыскивать алименты не только за предшествующие 3 года, но и за весь период времени с даты обращения взыскателя в суд за судебным приказом о взыскании алиментов, даже если этот судебный приказ был отменен должником.

Записаться на консультацию к юристу по семейным вопросам можно по телефону +7(916)442-83-03