Восстановление срока для обжалования судебного акта

Судебное разбирательство – это сложная процедура, которая требует от участника выполнения всех формальностей. Нужно не только выполнить нужное действие, но и действие такое должно быть выполнено в установленный срок. Все процессуальные сроки установлены кодексами, этих сроков много, они имеют особенности исчисления, которые нужно помнить и учитывать. Поэтому судиться целесообразно с привлечением профессионального юриста.

Почему легко пропустить процессуальный срок?

Но пропустить этот срок очень легко даже профессионалу, так как многое тут зависит от самого суда, а преодолеть сопротивление отдельных работников суда, нежелающих работать как положено, бывает нелегко. Например, от суда зависит:

• когда будет изготовлен судебный акт;
  • когда удостоверенную судом копию судебного акта направят участнику процесса;
  • насколько правильно будет оформлена копия судебного акта (будет ли она читаемая, будут ли на копии судебного акта, переданного участнику процесса, все нужные подписи и печати и т.д.).

В моей практике случались эпизоды, когда между вынесением судом решением (оглашением в судебном заседании резолютивной части) и оформлением этого решения в окончательной форме на бумаге проходило по несколько месяцев (см.рис.), а в таком случае нужно буквально “ловить” момент вынесения судебного акта, чтобы не пропустить срок на обжалование.

Причины, по которым такое может произойти, бывают разные, но участнику процесса от этого не легче. Если участника процесса полностью устраивает решение, то длительное изготовление решения в полном объеме создает дополнительное затягивание времени, т.к. срок на обжалование решения суда для другого участника процесса начнет исчисляться с даты оформления решения в полном объеме.

А бывает так, что решение оформят и подошьют в дело, а участнику процесса не направляют. Но ведь срок на обжалование исчисляется с даты оформления решения, и если не успеть, то нужно проходить весьма утомительную процедуру “восстановления срока на подачу жалобы”, успех которой также заранее неясен.

Или копию решения сделают, вышлют участнику процесса, но в ней либо не окажется всех необходимых печатей и подписей. Либо эта копия судебного акта будет нечитаемой полностью или частично. И приходится гражданину вновь идти на поклон в суд для получения документов. Но суды сейчас не особо открыты из-за COVID-19 и лично туда прийти, если нет назначенного судебного заседания, не получится. А с мировыми судьями еще сложнее, т.к. мировому судье документ через ГАС Правосудие не направить, а значит передача документов (запросов, заявлений) только через почту, поскольку письма по электронной почте мирового судью ни к чему не обязывают.

Все это сводится к тому, что очень часто участнику процесса приходится сталкиваться с тем, что срок, например, на подачу жалобы пропущен, а значит нужно пытаться восстановить срок.

В каких случаях можно восстановить процессуальный срок?

Закон говорит о том, что срок может быть восстановлен при наличии уважительных причин. К таким причинам судебная практика относит в основном объективные причины, т.е. те обстоятельства, которые существуют независимо от участника процесса. Иными словами, если пропуск срока имел место вопреки воле участника процесса, который не мог повлиять на эту ситуацию.

Обязательно при этом подлежит учету личность участника процесса. Например, организациям и государственным органам восстановить пропущенный процессуальный срок зачастую сложнее, поскольку у них в штате есть профессиональные юристы, которые обязаны отслеживать все нюансы процесса.

Вот и в деле № 56-КГ20-16-К9 Верховный суд Российской Федерации столкнулся с тем, что участник процесса длительное время безуспешно пытался получить от суда нормально оформленные судебные акты, а в дальнейшем этому же участнику процесса суды дружно отказали в восстановлении срока на подачу кассационной жалобы под предлогом того, что гражданин должен был успеть во время.

Соответственно, высшая инстанция не согласилась с подобным подходом нижестоящих судей и отменила все судебные акты, восстановив гражданину срок на кассационное обжалование.

Записаться на консультацию к судебному юристу в Серпухове можно по телефону +7(916)442-83-03