Будет ли прогул, если работник оставил свое рабочее место по уважительной причине, написав соответствующее заявление?

Оставление без уважительных причин рабочего места является нарушением дисциплины труда, за которое работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Поэтому для работника главное в случае спора – обосновать наличие у него уважительной причины для ухода с работы.

Больше информации о решении трудовых вопросов смотрите на нашем сайте.

По общему правилу,работник может отсутствовать на рабочем месте в случае отпуска, болезни, командировки, прохождения обучения (учебный отпуск) и т.д. Но командировки без согласия работодателя не случаются, а оплачиваемые отпуска предоставляются только с начала рабочего дня. Соответственно, если работодатель не дает согласие на уход с рабочего места в течении дня, то остается только нетрудоспособность (болезнь работника) либо отпуск без сохранения заработной платы, который по действующему законодательству может предоставляться продолжительностью меньше длительности рабочего дня (смены).

По ст. 128 ТК РФ работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:
☑ участникам Великой Отечественной войны – до 35 календарных дней в году;
☑ работающим пенсионерам по старости (по возрасту) – до 14 календарных дней в году;
☑ родителям и женам (мужьям) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы), – до 14 календарных дней в году;
☑ работающим инвалидам – до 60 календарных дней в году;
☑ работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников – до пяти календарных дней;
☑ в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами либо коллективным договором.

Поэтому уважительной причиной отсутствия работника на работе в случае ухода в течение рабочего дня может являться болезнь работника либо подача работником заявления о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы в случае, когда работодатель обязан предоставить такой отпуск. Поскольку работодатель обязан предоставить отпуск в случаях, установленных законом, в этих самых случаях работник не обязан дожидаться пока работодатель издаст приказ о предоставлении работнику отпуска без сохранения заработной платы.

В п. 15 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя (утв. Президиумом ВС РФ 09.12.2020 г.) указано, что отсутствие на рабочем месте работника, уведомившего работодателя о необходимости ухода с работы ранее окончания рабочей смены по уважительным причинам в порядке, установленном локальным нормативным актом работодателя, не может рассматриваться работодателем как прогул и являться основанием для увольнения работника по пп.«а» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ.

Записаться на прием или консультацию к юристу по трудовым вопросам в г. Серпухов можно по телефону +7(916)442-83-03.
Posted in Трудовые вопросы.